Ту-144

Сверхзвуковый пассажирский самолёт Ту-144 СССР-68001 (архивное фото)

Сегодня исполняется 50 лет со дня первого полёта первого в мире сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144

ЖУКОВСКИЙ, 31 декабря. (АРМС-ДАТА). Сегодня исполняется 50 лет со дня первого полёта первого в мире сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144.

31 декабря 1968 года свой первый полёт совершил первый в мире сверхзвуковый пассажирский самолёт Ту-144.

К решению проблемы проектирования сверхзвукового пассажирского самолёта в ОКБ А.Н.Туполева подошли в начале 60-х годов. Главным конструктором и руководителем работ по теме Ту-144 А.Н.Туполев назначил А.А.Туполева. Ту-144 становится одной из основных и приоритетных тем в деятельности ОКБ и всего МАП на ближайшие 10 лет.

В конце 1968 года опытный Ту-144 был готов к первому полёту. На первую машину назначили экипаж в составе: командира корабля — заслуженного летчика-испытателя Э.В.Еляна (за Ту-144 получил звание Героя Советского Союза), второго пилота — заслуженного летчика-испытателя, Героя Советского Союза М.В.Козлова; ведущего инженера-испытателя В.Н.Бендерова и бортинженера Ю.Т.Селиверстова.

31 декабря 1968 года, через 25 секунд после старта Ту-144 впервые оторвался от взлетной полосы аэродрома ЛИИ и быстро набрал высоту. Первый полёт продолжался 37 минут, в полёте машину сопровождал самолёт-аналог МиГ-21И. По отзывам экипажа, машина показала себя послушной и «летучей». На первом вылете присутствовали А.Н.Туполев, А.А.Туполев, многие руководители подразделений ОКБ.

Первый полёт Ту-144 стал событием мирового значения и немаловажным моментом в истории отечественной и мировой авиации. Впервые в воздух поднялся сверхзвуковой пассажирский самолёт и это был самолёт, построенный в СССР, первый «Конкорд» уйдет в полёт только 2 марта 1969 года.

В первый пассажирский рейс Ту-144 отправился 1 ноября 1977 года. До момента прекращения регулярной эксплуатации с пассажирами в мае 1978 года экипажи «Аэрофлота» на Ту-144 выполнили 55 рейсов, перевезя 3284 пассажира.

Самолёты Ту-144
Сверхзвуковые пассажирские самолёты Ту-144 на территории ЛИИ им. М.М.Громова.

Пятнадцатилетняя программа создания и доводки сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144, реализованная в авиационной промышленности СССР, стала крупнейшей и сложнейшей программой в истории отечественного самолётостроения, обеспечившей создание выдающегося летательного аппарата, опередившего свое время.

В ходе разработки Ту-144 был решён целый ряд новых научно-технических проблем в области дозвуковой и сверхзвуковой аэродинамики, теплозащиты, прочности и металлургии. Огромный научно-технический опыт, полученный при создании сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144, обеспечил дальнейший прогресс отечественной авиации и способствовал успешной реализации проектов целого ряда летательных аппаратов различного назначения.

Текст © ОАК.