СИПРИ: Россия в 2017 году вышла на второе место в мире по экспорту вооружений
МОСКВА, 10 декабря. (АРМС-ДАТА). Российские оборонные компании поднялись на вторую после США позицию по экспорту вооружений, потеснив производителей оружия Великобритании. Об этом, как передаёт ТАСС, сообщается в докладе Стокгольмского института исследования проблем мира (СИПРИ/Stockholm International Peace Research Institute/SIPRI) о положении военного производства и экспорта.
В статистику включены данные о 100 ведущих производителях, среди которых первое место занимают американские компании, а вторая позиция принадлежит российским фирмам. До этого вторая строчка принадлежала Великобритании, которая находилась на ней с 2002 года.
В денежном эквиваленте общий объём продаж топ-100 крупнейших компаний равен $398,2 млрд, что на 2,5% больше по сравнению с 2016 годом и на 44% по сравнению с 2002 годом (тогда появились первые сопоставительные данные, информация о Китае отсутствует). Таким образом, 2017-й стал третьим подряд годом роста продаж вооружений ведущих мировых производителей.
Доля России в общем объёме топ-100 производителей оружия составила в 2017 году 9,5%.
По сравнению с 2016 годом продажи главных российских компаний возросли на 8,5% до $37,7 млрд.
«С 2011 года российские компании продемонстрировали существенный рост объёмов своих военных продаж. Это соответствует линии на увеличение военных закупок с целью модернизации вооруженных сил», — отмечает старший исследователь программы СИПРИ по вооружениям и военным расходам Симон Веземан.
В 2017 году компания «Алмаз-Антей» переместилась с 13 на 10 место. В прошлом году она увеличила объём продаж на 17% — до $8,6 млрд.
Три другие входящие в топ-100 российские компании показали более чем 15% рост: Объединенная двигателестроительная корпорация (25%), НПО Высокоточные комплексы (22%) и корпорация Тактическое ракетное вооружение (19%).
Увеличение продаж в прошлом году было отмечено у восьми из девяти российский компаний из рейтинга. Снижение объёмов на 33% продемонстрировал лишь Уралвагонзавод (УВЗ), переместившийся с 53 места на 66. В качестве причины сокращения авторы доклада называют задержки в поставках российской армии новых танков и другой бронетехники.
Американских компаний в 2017 году в топ-100 насчитывалось 42. Они доминировали по объёму продаж, который составил 226,6 млрд долларов или 57% от общего объёма.
Это на 2% больше, чем в предыдущем году. Пять из этих компаний вошли в топ-10.
«Американские компании извлекают прямую пользу от постоянного спроса Министерства обороны США на оружие», — считает директор программы СИПРИ по вооружениям и военным расходам Од Флеран.
Самыми крупными производителеми вооружений являются компании Lockheed Martin и Boeing, общий объём продаж которых увеличился с $11 млрд в 2016 году до $18 млрд в 2017 году.
Lockheed Martin остаётся крупнейшей военно-производственной компанией мира, лидирующей с большим отрывом от всех остальных. В 2017 году продажи этой компании составили $44,9 млрд, что на 8,3% больше, чем в 2016-м. В основном рост обеспечили поставки новых истребителей F-35, ракет, противоракет, а также новой корабельной многофункциональной боевой информационно-управляющей системы (БИУС) Aegis.
Совокупный объём военных продаж 24 западноевропейских компаний, входящих в топ-100, равнялся в прошлом году $94,9 млрд, что на 3,8% выше показателя 2016 года.
В общем объёме продаж 100 крупнейших компаний мира их доля составляет 23,8%.
По итогам 2017 года Великобритания остается крупнейшим производителем вооружений Западной Европы. В топ-100 вошли семь британских компаний. Объём их продаж составил 35,7%, что означает рост в 2,3%, произошедший главным образом благодаря увеличению продаж BAE Systems, Rolls-Royce и GKN (ранее — Guest, Keen and Nettlefolds).
Самой крупной в этой тройке является BAE Systems. Продажи этой компании составили в 2017 году $22,9 млрд, что на 3,3% больше, чем в 2016 году.
Среди других заметных событий СИПРИ выделяет рост на 24% продаж турецких компаний.
Это, по мнению экспертов СИПРИ, отражает стремление Турции к развитию собственной военной промышленности для обеспечения растущих запросов её вооруженных сил в оружии и снижения зависимости от иностранных закупок.
Также обращает на себя внимание объём продаж четырех вошедших в топ-100 индийских производителей вооружений.
Это $7,5 млрд, что означает долю в 1,9% от общего объёма производства компаний из списка.
Фотография © Ладислав Карпов — Перейти в фотобанк.